11 советов как правильно оформлять витрины

ЖИЗНЬ ЗА СТЕКЛОМ

Как правильно потратить деньги на оформление офиса и витрины. Говорят, что театр начинается с вешалки, а магазин - с витрины. Витрина призвана превратить просто прохожих в посетителей магазина, а лучше - в покупателей. Это своего рода наружная реклама, в которой можно замечательно представить товар магазина. К сожалению, пока не все владельцы и директора магазинов задумываются о необходимости грамотно оформленных витрин.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Мы попросили художника высказать свое мнение о некоторых киевских витринах. А владельцев "критикуемых" магазинов просим рассматривать его мнение не как "наезд" или "подрыв деловой репутации", а как доброжелательный совет. Мы уверены, что за всеми этими витринами покупателей ждут хорошие товары и доброжелательный персонал.

Представляем эксперта
Слава ПОТИЕВСКИЙ,

Художник, разработчик фирменных знаков многих известных фирм, член Союза дизайнеров Украины, призер Всемирной выставки плаката во Франции, призер Киевского биеннале плаката: — Главное в искусстве оформления витрин, как и в искусстве оформления чего бы то ни было, — это вкус. Профессионализм я бы поставил на второе место. Еще я бы обязательно упомянул смелость и наличие идеи. Итак, вкус, смелость, профессионализм, хорошая идея — вот залог хороших, продающих витрин.

"К сожалению, многие хозяева фирм не хотят тратиться на оформление витрин - может, их конкуренция еще не заставила это делать, нет насыщенности хорошими товарами - они и так покупаются, и не нужно и не хочется тратить большие деньги на витрину. Поэтому ставятся серийные манекены или куклы, в лучшем случае, в пиджаках фирменного цвета. Какое-то стилевое единство интерьера и витрины здесь все-таки есть. Но изюминки, закваски хорошей нет."

"Интересное и эффектное, на мой взгляд, решение. Казалось бы - реклама джинсов, одежды, а главным в композиции является "технический" предмет - линза, сквозь которую просматривается фактура джинсовой ткани, увеличенная во много раз."

КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ

По конструкции витрины бывают открытого и закрытого типа. Первые - это когда прохожему через стекло виден весь магазин. Этот тип еще называют витринами "на просмотр". Таким образом покупателя "впускают" внутрь магазина еще до того, как он решит, входить или не входить. Второй тип витрин - когда витрину от зала отделяет специальная перегородка и прохожим не видны "внутренности" магазина. Тут делается акцент именно на витрине, где, по идее, должна быть развернута экспозиция, дающая впечатление обо всем магазине. Общая стилистика таких витрин просто обязана совпадать с внутренним убранством магазина.

Витрину также можно сделать закрыто-открытого типа. Это когда пространство зала видно лишь частично, а остальное отгорожено специальной (обязательно красивой и стильной) перегородкой.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

Нет никаких данных о том, какие витрины лучше влияют на прохожих — потенциальных покупателей. Точно известно только одно — если у вас не совсем новое и презентабельное торговое оборудование, то лучше все это скрыть от прохожих за красивой закрытой витриной. Открытая же витрина уместна лишь там, где торговый зал красив, чист и светел. Причем специализация магазина не имеет никакого значения.

По оформлению витрины подразделяются на сюжетные, товарные и товарно-сюжетные.

Сюжетные — когда акцент делается не на товарах магазина, а на какой-то придуманной сценке с разными элементами украшения. Зачастую эти элементы связаны с ассортиментом магазина лишь по смыслу либо по каким-то аналогиям.​

Товарные витрины- это наиболее распространенный тип, когда в витрине выставляется (не весь, конечно, а лишь единичные комплекты) товар, которым торгует магазин. Ну и товарно-сюжетные - это, соответственно, смесь товаров с каким-то придуманным дизайнером или художником сюжетом. Например, манекены пришельцев в витрине компьютерного магазина держат в руках новый товар - ноутбуки или кукла Красная Шапочка с корзинкой пирожков из булочной, в витрине которой эта кукла и находится, и т.д.

Товарные витрины лучше всего выполняют свою роль "немых продавцов" в магазинах одежды, сувениров, кухонных принадлежностей, мебели, светильников, игрушек и т.п. Продуктовым магазинам лучше сделать витрины сюжетными или товарно-сюжетными. Во-первых, экспозицию из реальных продуктов нужно часто менять, а во вторых - покупатель прекрасно знает, как выглядят колбаса, сыр или молоко - нет смысла ему напоминать об этом. В таких случаях для привлечения покупателей в витрине ставят увеличенные копии товара - муляжи, добавляют к ним каких-либо кукол - зачастую мультяшных или сказочных героев. А вот в фирменных винно-водочных магазинах для оформления витрин используют свой товар (но обязательно с продуманной композицией). Так повелось потому, что хорошие вина и ликероводочные изделия, как правило, имеют очень красивые упаковку и этикетку. Также для привлечения внимания ставят в витрины и увеличенные копии (огромные бутылки шампанского, вина, водки). Кстати, этим "грешат" и парфюмерно-косметические магазины - используют для витрин как огромные муляжи духов и кремов, так и просто выставляют товар, окружая его фитокомпозициями, обилием ткани и т.п.

Помимо этого витрины бывают акционными. Это когда полностью меняют стиль витрины для проведения акции (оповещения о скидках, распродаже, поступлении новой коллекции и т.п.) или в канун какого-то праздника (в основном Нового года и 8 Марта).

Чаще всего такие витрины (по крайней мере, по опыту Киева) оформляются в магазинах одежды, поскольку там есть сезонность товара и смена коллекций. Редко такие витрины сильно отличаются друг от друга. Как правило, главное - сделать акцент именно на распродаже и скидках. Уровень этих скидок пишут прямо на стекле витрин красками из аэрозольных баллончиков, наклеивают изготовленные из пленки цифры, вешают на стекло плакаты. А вот полную распродажу коллекции обычно оформляют следующим образом: полностью заклеивают витрины либо специально изготовленными для этого случая рекламными плакатами, либо просто упаковочной бумагой (однотонной), а на стекло уже наносят информацию о распродаже.

Вообще же, в витрине все зависит от того, чего вы хотите добиться с ее помощью. Или показать, какой "крутой" у вас магазин, или все-таки сделать витрину "немым продавцом". Зачастую бывает, что навороченная интересная витрина привлекает прохожих, делая из них зевак, но не более. А иногда наоборот — скромно выставленные манекены, одетые в товар с ценниками, казалось бы, не особенно привлекают глаз, но зато действуют именно на тех, кто интересуется товаром, а не на праздношатающихся.

Определить эффект заранее, пожалуй, не удастся. Действовать обычно приходится методом проб и ошибок. Но количество этих ошибок можно значительно уменьшить, поручив оформление витрины не всему коллективу магазина, а специальному художнику-оформителю (дизайнеру) со стажем или мерчандайзеру, либо просто человеку с художественным образованием и неплохим вкусом. Кстати, профессиональных дизайнеров по витринам у нас в стране очень мало. Как правило, эту услугу предоставляют либо дизайн-студии, либо агентства по наружной рекламе. Но последние чаще всего (как БИЗНЕСу пришлось убедиться в ходе подготовки этого материала) предлагают оформление витрин только самоклеющимися разноцветными пленками, что далеко не всегда является самым лучшим вариантом.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

"Это классический для нас гастроном, заклеенный пленкой. Ну и чего его заклеили? Пленку сейчас яркую купить не проблема, плоттер нарежет полоски-квадратики. Но нужно было хотя бы какой-то поиск необычного графического стиля произвести. Скорее всего, фирме, которая обклеивала этот гастроном, перечислили деньги только за наклейку и нарезку пленки, а за разработку идеи никто и не собирался платить. Вот и получилось что получилось".

"А вот тут тоже использовали пленку, но уже с большей выдумкой. Явно какой-то дизайнер поработал. Думаю, что это неплохое решение для того, чтобы такую маленькую витрину сделать яркой и привлекательной".

"У этого магазина всегда была эффектная открытая витрина. В ней стояла максимум одна ваза. Козырь этой витрины именно в ее просматриваемости и открытости. Сам по себе товар, которым торгует магазин, красив, и нет смысла загромождать витрину. Любая деталь, вывешенная в витрине, загораживает интерьер. Вот как, например, эти новогодние украшения. Думаю, лучше было бы украсить по-новогоднему сам интерьер, а не вешать в витрине дождик и игрушки".

ЧТО ТАКОЕ "ХОРОШО"...

Интересное решение витрины мы нашли в Киеве. Салон по продаже элитных сувениров сделал у себя закрытые глубокие витрины, которые оформил в виде подарочных коробок. Все витрины полностью декорированы упаковочной бумагой для подарков, а внутри этих псевдокоробок стоят сувениры из ассортимента магазина, как бы намекая - они уже готовы к тому, чтобы их подарили.

Витрина любит:

  1. Опытных художников-оформителей с хорошим вкусом, фантазией и чувством меры.
  2. Разумное сочетание цветов. Красный и черный бархат с обилием золотистой бахромы - атрибут, скорее, бюро ритуальных услуг, а никак не магазина ювелирных изделий.
  3. Хороший свет. От него во многом зависит то впечатление, которое витрина вызовет у потенциального покупателя. Тип освещения бывает различным. То, какой тип будет применен в конкретном случае, во многом зависит от общей идеи оформления и особенностей товаров. Базовыми являются два вида искусственного света - общий рассеянный и направленный с акцентированием предметов и деталей. Главные инструменты в световом оформлении витрин - луч света и освещаемое пятно. Как правило, основным типом светильника при организации витринного освещения является источник направленного света - спот (от английского spot). Помимо освещения композиций или манекенов используется еще и подсветка фона. Вообще, большинство приемов, к которым обращаются дизайнеры и декораторы витрин, аналогичны используемым в постановочной фотографии и сценографии. При выборе освещения витрины необходимо учитывать, что ее восприятие в ночное и дневное время суток, при разной погоде отличается. Но витрина должна выглядеть привлекательной в любое время. Кроме того, при попадании прямых солнечных лучей на витринное стекло возникает эффект отражения. Поэтому и в дневное время витрину необходимо подсвечивать.
  4. Эксперименты. Витрины, в которых "живут" реальные люди, витрины с какими-то сюжетными героями или сценами, движущиеся, даже говорящие объекты (игрушки, корпоративные символы, маятники и т.п.).
  5. Красивые ценники на всех товарах, выставленных на ней. Если это сезон скидок - то с обязательным указанием величины скидки.
  6. Грамотное композиционное решение. Правильной считается композиция, в которой все предметы, что называется, на месте. Если в ней убрать хотя бы один предмет, то полностью нарушается целостность "картинки". В плохой композиции такого исчезновения предмета не замечаешь.
  7. Соблюдение принципа пространственной перспективы по отношению к взглядам пешеходов-покупателей. Нередко прекрасная идея дизайнера срабатывает только при рассматривании издалека. Но пешеходы все же чаще рассматривают витрины вблизи.
  8. Соответствие стиля оформления имиджу магазина.
  9. Наличие "полноценных" копий людей - манекенов, пусть даже с безразличными и безучастными лицами. Правда, тут многое зависит и от того, как, допустим, одежда "сидит" на манекене, насколько грамотно и стильно подобран комплект одежды.
  10. Красивые двери. Они не должны быть красивее, чем витрина, но и не могут зиять темной дырой. Лучше, если двери будут в тон витрине, светлее или вовсе прозрачными.
  11. Ухоженный и отремонтированный фасад здания, где витрина расположена. Иначе сделать витрину привлекательной не получится вовсе. Если средств недостаточно, то здание должно быть отремонтировано и покрашено хотя бы на уровне первого этажа (если магазин одноэтажный).

СОВЕТ ДИЗАЙНЕРА

Анатолий НОВИЧЕНКО,
декоратор витрин:

— Основное в оформлении витрин — это композиция. В соответствии с идеей делаешь эскиз и уже по нему работаешь дальше. Кстати, зачастую на эскизе видны все недостатки задуманного оформления.

У каждой конструкции витрины магазина своя специфика. В зависимости от этого и нужно оформлять ее. Например, у магазина всего одна небольшая витрина, тогда наиболее рационально будет использовать ее боковые плоскости (стены), чтобы не загромождать место. А когда витрин много, то можно себя не ограничивать.

Вот, например, в ЦУМе закрытые, глубокие, компактные и высокие витрины — они и используют это преимущество. Я вообще считаю, что это самые удачные конструкции витрин в Киеве.

Есть еще правила цветовой композиции. Для витрин они тоже очень важны. Нужно выбрать основной цвет, цветовое пятно (так называемый блик фанг), на котором покупатель сосредоточит свое внимание, и уже на базе его строить всю остальную "картинку". Стоимость оформления

Стоимость оформления витрины зависит от огромного числа параметров. Для справки, мы приведем несколько цифр.

Новый манекен ("безголовый") для рекламы одежды в витринах обойдется вам примерно в $300-400 за штуку.

Простое оформление двух квадратных метров витрины самоклеящейся пленкой будет стоить вам от 200-300 грн. (сюда входят и эскиз, и фигурная порезка пленки плоттером, и наклейка).

Товарно-сюжетная или просто композиционная витрина станет вам не менее чем в $500. Оформление открытой витрины одного большого спортивного магазина в Киеве (две плоскости размером около 12 кв.м каждая ) обошлось владельцам не менее $5000.

Дешевле или практически бесплатно (исключая работу художника-декоратора) обходятся витрины, оформленные красивыми рекламными материалами поставщиков товара (обычно по этому пути идут парфюмерно-косметические магазины).

Классическая витрина крупного магазина одежды (вне зависимости от размера) с четырьмя одетыми манекенами будет стоить около $1600-2000. Но это единоразовое вложение (основная часть суммы уйдет на покупку манекенов) - дальше манекены просто переодевают в одежду новых коллекций или, максимум, декорируют пространство вокруг них чем-то еще. Это "что-то еще" может быть тканью, детскими игрушками, бумагой и т.п. Соответственно, придется доплачивать за покупку этих материалов (при условии, что декоратор у вас - штатный).

...И ЧТО ТАКОЕ "ПЛОХО"

Необычное и привлекающее решение витрины - текстильное. Клоун сделан объемным, в виде подушек, и потому получился очень добродушным. Причем часть его (задняя) расположена в одной витрине, а голова - уже в другой. Этим создан единый образ витрины.

Витрина не любит:

  1. Неопрятности, неухоженности. Особенно - пыли на декорациях и немытых стекол.
  2. Дешевых материалов (декораций из дешевого плюша, плохо окрашенного папье-маше, обычных электрических лампочек, вкрученных в "совковые" патроны и т.п.). И вообще, использование копий рекламируемого товара на витринах, например, фотографий на light-боксах (коробах с подсветкой) вместо "живой" вещи, считается неоправданным.
  3. Отсутствия чувства меры. Когда из нее (витрины) делают выставку товаров магазина, тем самым загромождая ее и создавая впечатление захламленного склада.
  4. Решеток на стеклах. Конечно, если вы не торгуете этими самыми решетками или коваными изделиями. В остальных случаях лучше заменить решетки прочным (бронированным, пуленепробиваемым) стеклом.
  5. Обыденности и замшелости. Хотя бы раз в год нужно менять экспозицию. В идеале, экспозицию нужно менять от сезона к сезону, от одной поры скидок до другой. Даже если у вас магазин продуктов питания, где скидок и сезонности нет, все же изредка хотя бы переставляйте и меняйте местами экспозиции на витринах.
  6. Схематичности. За редким исключением фигуры, логотипы, нанесенные на стекло, смотрятся довольно убого и мало впечатляют.
  7. Китча (если это не задумка дизайнера). Воздействие "в лоб", через прямую аналогию — чисто постсоветский подход.
  8. Манекенов без рук и ног, если они не вписаны в общую идею оформления.
  9. Когда внутреннее пространство торгового зала убогое, а витрина - открытого типа. Особенно если витринное окно огромное, а внутренняя перспектива зала за ним не просматривается (например, перегорожена каким-то прилавком, хуже всего, если его тыльной стороной).

РАЗРЕШЕНИЙ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Никаких разрешительных документов на оформление витрины не требуется. Делайте, что хотите и когда хотите.

АВТОРА? АВТОРА!

На Западе в витринах крупных торговых центров иногда можно увидеть фото и биографию художника - ее автора.

Там эта работа очень высоко оплачивается. У нас, к сожалению, витринами серьезно занимаются лишь в тех магазинах, которые расположены на центральных улицах, да и то не всегда.

КТО ОФОРМЛЯЕТ

В крупных магазинах и супермаркетах оформлением витрин (где они есть! В Киеве витрины есть далеко не во всех супермаркетах. - Ред.), как правило, занимаются штатные художники-декораторы. Они обязательно имеют художественное образование (но не обязательно опыт работы декораторами витрин).

В других магазинах зачастую функции оформителей витрин выполняют обученные (опять же - штатные) мерчандайзеры или дизайнеры.

Тем же, кому не по карману содержать штатного оформителя, приходится пользоваться услугами наемных художников-декораторов. Зачастую декораторы из крупных магазинов подхалтуривают, оформляя чужие витрины.

Кроме того, таких художников можно найти в рекламных агентствах, специализирующихся на наружной рекламе, в дизайн-студиях.

Крупным магазинам часто стиль витрин разрабатывают в рекламных агентствах, клиентами которых они являются.

Для тех, кто ищет себе художника-оформителя, можем посоветовать наведаться в художественные институты и присмотреть там себе перспективных ребят с хорошим вкусом.

СОВЕТ ДИЗАЙНЕРА

Ольга КОНДРАТЬЕВА,
дизайнер магазина одежды "Grand Gallery":

- Главное, что требуется от витрины - это, чтобы люди захотели зайти в магазин. По моему мнению, наиболее работающими (в смысле привлечения покупателей) являются товарные витрины. Люди по своей природе ленивы. И витриной нужно не только привлечь внимание человека, но и подвигнуть его к покупке. Это лучше всего сделать с помощью выставленного в витрине товара с красивыми ценниками.

Непредметная (нетоварная) витрина заставляет человека думать, а первое правило мерчандайзинга гласит, что человек не должен думать — он должен увидеть и тут же подсознательно решить, нужен ли ему этот товар или магазин.

А сюжетные, образные витрины хороши не для повышения продаж именно в магазине, а, может быть, для повышения лояльности к той или иной марке, то есть они работают на перспективу. Мы довольно часто меняем экспозицию, переодеваем манекенов. Это происходит раз в неделю. Такой срок мы установили себе сами.

У нас в стране никто не учит правильному оформлению витрин. Я, например, по образованию художник-модельер, а набиралась опыта за границей — просто ходила и смотрела, как там оформляют витрины, какие материалы используют и т.д.

© Алевтина Кухарчук «БИЗНЕС»


Опубликовано 28 Oct, 2011